Положение о системе оценки личностных результатов

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Чупинская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УР________ /Л.В. Орлова/

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МКОУ
«Чупинская СОШ»
____________ Н.А. Новоселова
Приказ №_102_ от 27. 08 2020 г.

«_27_» ____08___ 2020 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о системе оценки достижения личностных результатов обучающимися
ООП НОО, ООО и СОО

пос. Комсомольский

Содержание
1. Общие положения .................................................................................................. 3
2. Технологии, методики, методы, приемы оценивания личностных результатов ... 6
3. Формы и периодичность оценки достижения планируемых результатов НОО,
ООО, СОО .................................................................................................................. 10
3.1. Критерии оценки личностных результатов ..................................................... 10
3.2. Оценка результатов .......................................................................................... 10
4. Заключительные положения ................................................................................ 12
Приложения ................................................................................................................ 13
Карта оценки личностных результатов освоения ООП ООО для классных
руководителей ............................................................................................................ 13
Тест оценки сформированности личностных результатов ....................................... 22

2

1.

Общие положения

1.1. Настоящее Положение о системе оценки достижения планируемых
результатов освоения обучающимися ООП НОО, ООО, СОО в МКОУ
«Чупинская средняя общеобразовательная школа» (далее - Учреждение)
регламентирует вопросы оценки личностных результатов освоения обучающимися
Учреждения основной образовательной программы начального общего
образования (далее – ООП НОО), основной образовательной программы основного
общего образования (далее – ООП ООО) и основной образовательной программы
среднего общего образования (далее – ООП СОО), разработано в соответствии с:

Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г., с изменениями и дополнениями;

Приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 года № 115
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»

Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования, утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями и
дополнениями;
Федеральным государственным образовательным стандартом

начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, утвержденным приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1598 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья», с изменениями и дополнениями;

Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования, утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 189 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования», с изменениями и дополнениями;

Федеральным государственным образовательным стандартом среднего
общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования», с
изменениями и дополнениями;
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом

начального общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от
31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями и
3

дополнениями;
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом

основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от
31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования», с изменениями и
дополнениями;

Основной образовательной программой начального общего
образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения
МКОУ «Чупинская средняя общеобразовательная школа»;

Основной
образовательной
программой
основного
общего
образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения
МКОУ «Чупинская средняя общеобразовательная школа»;

Основной образовательной программой среднего общего образования
муниципального
казенного общеобразовательного учреждения
МКОУ
«Чупинская средняя общеобразовательная школа»

Уставом Учреждения и другими нормативными правовыми актами
Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций,
осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Данное Положение о системе оценки достижения планируемых
личностных результатов освоения обучающимися ООП НОО, ООО и СОО
разработано с целью обеспечения комплексного подхода в Учреждении к оценке
освоения обучающимися основных образовательных программ и устанавливает
единые требования к организации и технологии оценивания в Учреждении.
1.3. Основным объектом системы оценки достижения планируемых
личностных результатов освоения обучающимися основной образовательной
программы являются требования Федеральных государственных образовательных
стандартов.
1.4. Система оценки образовательных результатов является необходимым
условием реализации системы требований образовательных стандартов и призвана
способствовать обеспечению преемственности на всех уровнях образования.
1.5. Настоящее Положение о системе оценки достижения планируемых
личностных результатов освоения обучающимися ООП НОО, ООО и СОО
является локальным актом Учреждения, принимается на педагогическом совете
Учреждения и обязательно для исполнения всеми участниками образовательной
деятельности.
1.6.
Основные функции системы мониторинга личностных
результатов, обучающихся:

ориентация
образовательной
деятельности
на
достижение
планируемых личностных результатов освоения основной образовательной
программы средней школы;

обеспечение эффективной обратной связи между субъектами
образовательных
отношений,
позволяющей
осуществлять
управление
образовательной деятельностью.
4

Принципы системы мониторинга:

объективность, достоверность, полнота и системность информации;

реалистичность требований, норм и показателей личностных
результатов обучающихся, их социальной и личностной значимости;

открытость, прозрачность процедур оценивания;

прогностичность полученных
данных,
позволяющих
прогнозировать ожидаемые результаты;

доступность;

соблюдение морально-этических норм при проведении процедур
оценивания.

1.7.

Личностные
результаты

Объект оценки
Сформированность
личностных
УУД
(самоопределение,
смыслообразование,
морально-этическая
ориентация)

Предмет оценки
Эффективность
деятельности
системы
образования,
образовательной
организации

5

Процедуры
Внешние
мониторинговые
исследования
с
использованием
неперсонифицированных
потоков информации

2. Технологии, методики, методы, приемы оценивания личностных
результатов

Компоненты ОД

Вид оценки
Текущая

Промежуточная

Годовая/Итоговая

Оценка сформированности личностных УУД на данном этапе
обучения в соответствии с требованиями к планируемым
Цель
личностным
результатам освоения междисциплинарной программы
формирования УУД. Направленность на решение задачи
оптимизации личностного
развития обучающихся.
Процесс формирования
Уровень сформированности
Объект
личностных УУД: самоопределения, смыслообразования,
нравственно- этической ориентации.
- Стартовая психолого-педагогическая диагностика
первоклассников (осуществляется классными руководителями
и педагогом-психологом).
- Внешние неперсонифицированные мониторинговые
исследования.
- Наблюдение за формированием личностных качеств
Процедуры
обучающихся.
- Диагностика сформированности личностных качеств
ученика может осуществляться учителем – классным
руководителем (и/или педагогом-психологом). При этом
учитывается, что личностные результаты не подлежат
персонифицированной оценке и не выносятся на итоговую
оценку.
- Устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа).
- Методика изучения мотивации обучения школьников при
переходе из начальных классов в средние по методике М.Р.
Гинзбурга «Изучение
учебной мотивации» (личностные УУД).
«Технология оценивания образовательных достижений» (Д.Д.
Технологии,
Данилов), «Какой Я?» (модификация методики О.С.
методики,
Богдановой),
методы, приемы
«Цветопись» (модификационный вариант цветового теста
Люшера),
«Педагогическая технология формирования самоконтроля и
самооценки» (А.Б.Воронцов) и другие
- оценочные суждения учителя (учеников) (письменные и
6

устные), характеризующие положительные качества
личности обучающихся и их действия;
- рефлексивные сочинения.
1.
Диагностическая работа, включающая задания на
оценку поступков, обозначение своей жизненной
Инструментарий
позиции и т.д.
2. Наблюдение
3. Анкетирование
Задания (вопросы) для формирования личностных УУД
(достижения планируемых личностных результатов).
КИМы
Тесты (и т.п.) для изучения личностных сфер ученика
(личностных результатов). (Образец теста приводится в
Приложении 1)
- планируемые личностные результаты (действия учеников в
Критерии
ситуациях самоопределения, осмысления, оценивания
усваиваемого содержания (исходя из социальных и
личностных ценностей), обеспечивающего личностный
моральный выбор);
обобщенные критерии (критерии ценности): понимание
смысла ЗУНов, их значимости, необходимости,
целесообразности, полезности.
- Определяется наиболее приемлемая шкала и вид отметки (в
зависимости от показателей – умений, характеризующих
Шкала и вид
достижения и положительные качества личности
отметки
обучающихся).
- Знаково-символические средства, показывающие
отношение обучающихся к достигнутым результатам:
цветовые, рисуночные.
- Описание результатов в контексте критериев ценности.
- Листы наблюдения за развитием личностных качеств
обучающихся;
- Портфолио «Мои достижения»;
Формы
- Дневник ученика;
фиксации
- Диагностическая тетрадь учителя;
- Электронное приложение к журналу учителя;
- Портфолио «Оценочная деятельность учителяпредметника»; другие.

7

1.7.1. Организационной формой
оценки
личностных
результатов,
обучающихся является мониторинг, проводимый с периодичностью один раз в
учебный год (III-IV учебная четверть) для каждого класса обучения (4, 5, 6, 7, 8, 9,
10, 11 классы).
1.7.2. Мониторинг оценки личностных результатов, обучающихся
проводится в соответствии с ежегодно издаваемым приказом, который определяет
круг ответственных за его проведение должностных лиц, сроки проведения, форму
подведения итогов, а также конкретизирует психолого-педагогический
инструментарий, использующийся в рамках углубленной диагностики.
1.7.3. Углубленная диагностика проводится в тех классах (либо с
отдельными обучающимися), где по результатам педагогического наблюдения
выявлено несоответствие уровня достигнутых личностных результатов
требованиям ФГОС НОО, ООО, СОО к планируемым личностным результатам.
1.7.4. Рекомендованным психолого-педагогическим инструментарием для
углубленной диагностики выявленных в ходе использования методов
картирования и шкалирования проблемных зон являются:
методика «Четыре вопроса» (Н.Я. Большунова);
шкала ценностных ориентаций (М. Рокич);
опросник «Нравственный потенциал личности»;
опросник «Иерархия жизненных ценностей» (Г.В. Резапкина);
методика «Изучение учебной мотивации» (М.Р. Гинзбург);
анкета школьной мотивации (Н.Г. Лусканова);
методика
диагностики
типа
школьной
мотивации
у старшеклассников;
диагностика мотивации успеха и боязни неудачи;
анкета «Определение интенсивности познавательной потребности»
(В.С. Юркевич);
анкета «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова);
методика оценки коммуникативных и организаторский склонностей
(тест КОС);
тест «Определение ведущей стратегии в конфликте» (К. Томас);
диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер);
методика
«Шкала
совестливости»
(В.В.
Мельников,
Л.Т. Ямпольский)
диагностика принятия других (по шкале Фейя);
диагностика доброжелательности (по шкале Кэмбелла) и др.
1.7.5. Углубленная диагностика выявленных в ходе использования методов
картирования и шкалирования проблемных зон с использованием психологопедагогического инструментария проводится исключительно педагогомпсихологом при соблюдении следующих обязательных условий:
соблюдение конфиденциальности полученной информации;
наличие
письменного
согласия
родителей
(законных
8

представителей) обучающегося на проведение психологического обследования;
соблюдение формы оценки достижений, не представляющей угрозы
личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу
обучающегося;
использование формы оценки достижений исключительно в целях
оптимизации личностного развития обучающегося.
1.7.6.
В ходе проведения мониторинга оценки личностных
результатов (заполнения карты оценки личностных результатов освоения ООП
ООО и ООП СОО для классных руководителей) педагогическим работникам,
исполняющим обязанности классного руководителя, рекомендуется:
б) для объективного отражения динамики участия обучающихся в различных
мероприятиях формировать план воспитательной работы на учебный год с
обязательным отражением основных направлений внеурочной деятельности:
спортивно-оздоровительное;
художественно-эстетическое;
научно-познавательное;
военно-патриотическое;
общественно полезная и проектная деятельность, что способствует
формированию основных ценностных ориентиров обучающихся, к которым
относятся: гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и
обязанностям человека, социальная ответственность и компетентность,
нравственные чувства, убеждения, этическое сознание, экологическая культура,
культура здорового и безопасного образа жизни, трудолюбие, творческое
отношение к образованию, труду и жизни, готовность к сознательному выбору
профессии.
3.1.5. Итоги оценки личностных результатов освоения обучающимися ООП
ООО и ООП СОО с указанием степени их выраженности (низкая, средняя, высокая)
отражаются в характеристике обучающегося, выдаваемой Учреждением по
окончании НОО, ООО и СОО.

9

3.
Формы и периодичность оценки достижения планируемых
результатов НОО, ООО, СОО
3.1. Критерии оценки личностных результатов
Личностные
результаты
обучающихся
определяются
через
сформированность личностных универсальных учебных действий:

сформированность внутренней позиции обучающегося – это принятие
и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской
гражданской идентичности личности; развитие самоуважения и способности
адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны
своей личности, эмоционально-положительное отношение обучающегося к
Учреждению;

сформированность самооценки (способности адекватно судить о
причинах своего успеха/неуспеха в учении) и мотивации учебной деятельности,
включая социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы, поиск и
установление личностного смысла учения обучающимися; понимание границ
того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», и стремление к преодолению этого
разрыва; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на
основе понимания их социальной необходимости;

способность к учёту позиций, мотивов и интересов участников
моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств – стыда, вины,
совести как регуляторов морального поведения; развития доверия и способности к
пониманию и сопереживанию чувствам других людей.
Личностные результаты выпускников в соответствии с требованиями
Федеральных государственных образовательных стандартов не подлежат итоговой
оценке.
Их оценка осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных
мониторинговых исследований на основе централизованно разработанного
инструментария.
3.2. Оценка результатов
Личностные результаты выпускников на уровне начального общего
образования не подлежат итоговой оценке. Оценка этих результатов
осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых
исследований и предметом оценки является эффективность образовательной
деятельности Учреждения.
В рамках системы внутренней оценки в Учреждении используется оценка
сформированности отдельных личностных результатов, отвечающая этическим
принципам охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности. Такая
оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития
обучающихся и включает три основных компонента:

характеристику достижений и положительных качеств обучающегося;

определение приоритетных задач и направлений личностного
развития с учётом как достижений, так и психологических проблем развития
ребёнка;
10

систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных
обеспечить успешную реализацию развивающих и профилактических задач
развития.


11

4.
Заключительные положения
Настоящее Положение о системе оценки достижения планируемых
личностных результатов освоения обучающимися ООП НОО, ООО и СОО в
Учреждении является локальным нормативным актом, принимается на
Педагогическом совете Учреждения и утверждается приказом директора
Учреждения.
Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством
Российской Федерации.
Положение о системе оценки достижения планируемых результатов
освоения обучающимися ООП НОО, ООО и СОО Учреждения принимается на
неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в
порядке, предусмотренном п.11.1. настоящего Положения.
После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически
утрачивает силу.

12

Приложения
Приложение 1
Карта оценки личностных результатов освоения ООП ООО для классных
руководителей
Цель: выявление уровня сформированности личностных результатов у учащихся 59-х классов.
Инструкция. Уважаемые классные руководители! По каждому критерию дайте
объективную оценку степени выраженности данной характеристики, используя
следующие варианты ответов.
Степень выраженности характеристики: В – высокая (3 балла), С – средняя (2
балла), Н – низкая (1 балл).

Мониторинг личностных результатов обучающихся (НОО)
Направление
воспитательной
деятельности
Гражданскопатриотическое
воспитание

Показатели/качества

Знает и любит свою малую родину, свой край, имеет
представление о Родине — России, её территории,
расположении.
Сознает принадлежность к своему народу и к общности
граждан России.
Понимает свою сопричастность к прошлому, настоящему и
будущему родного края, своей Родины — России,
Российского государства.
Проявляет уважение к своему и другим народам.
Понимает значение гражданских символов
(государственная символика России, своего региона),
праздников, мест почитания героев и защитников
Отечества, проявляет к ним уважение.
Имеет первоначальные представления о правах и
ответственности человека в обществе, гражданских правах
и обязанностях.
Принимает участие в жизни класса,
общеобразовательной организации, в доступной по
возрасту социально значимой деятельности.

Духовнонравственное
воспитание

Уважает духовно-нравственную культуру своей семьи,
своего народа, семейные ценности с учётом национальной,
религиозной принадлежности.
Сознаёт ценность каждой человеческой жизни, признаёт
индивидуальность и достоинство каждого человека.
13

Балл

Доброжелательный, проявляет сопереживание, готовность
оказывать помощь.
Выражает неприятие поведения, причиняющего физический
и моральный вред другим людям.
Уважает старших.

Эстетическое
воспитания

Умеет оценивать поступки с позиции их соответствия
нравственным нормам, осознает ответственность за свои
поступки.
Владеет представлениями о многообразии языкового и
культурного пространства России, имеет первоначальные
навыки общения с людьми разных народов,
вероисповеданий.
Сознает нравственную и эстетическую ценность
литературы, родного языка, русского языка, проявляет
интерес к чтению.
Демонстрирует способность воспринимать и чувствовать
прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей.
Проявляет интерес и уважение к отечественной и мировой
художественной культуре.
Проявляет стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности, искусстве.

Физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья и
эмоционального
благополучия
(далее - Физическое
воспитание)

Бережно относится к физическому здоровью, соблюдает
основные правила здорового и безопасного для себя и
других людей образа жизни, в том числе в информационной
среде.
Владеет основными навыками личной и общественной
гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе.
Ориентирован на физическое развитие с учётом
возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом.
Сознает и принимает свою половую принадлежность,
соответствующие ей психофизические и поведенческие
особенности с учётом возраста.

Трудовое
воспитание

Осознаёт ценность труда в жизни человека, семьи,
общества.
Проявляет уважение к труду, людям труда, бережное
отношение к результатам труда, ответственное
потребление.
Проявляет интерес к разным профессиям.
Участвует в различных видах доступного по возрасту труда,
трудовой деятельности.

Экологическое
воспитание

Понимает ценность природы, зависимость жизни людей от
природы, влияние людей на природу, окружающую среду.

14

Проявляет любовь и бережное отношение к природе,
неприятие действий, приносящих вред природе, особенно
живым существам.
Выражает готовность в своей деятельности придерживаться
экологических норм.
Ценность
научного
познания

Выражает познавательные интересы, активность,
любознательность и самостоятельность в познании, интерес
и уважение к научным знаниям, науке.
Обладает первоначальными представлениями о природных
и социальных объектах, многообразии объектов и явлений
природы, связи живой и неживой природы, о науке,
научном знании.
Имеет первоначальные навыки наблюдений,
систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной
и гуманитарной областях знания.

15

Мониторинг личностных результатов обучающихся (ООО)
Направление
воспитательной
деятельности
Гражданскопатриотическое
воспитание

Показатели/качества

Знает и любит свою малую родину, свой край, имеет
представление о Родине — России, её территории,
расположении.
Сознает принадлежность к своему народу и к общности
граждан России.
Понимает свою сопричастность к прошлому, настоящему
и будущему родного края, своей Родины — России,
Российского государства.
Проявляет уважение к своему и другим народам.
Понимает значение гражданских символов
(государственная символика России, своего региона),
праздников, мест почитания героев и защитников
Отечества, проявляет к ним уважение.
Имеет первоначальные представления о правах и
ответственности человека в обществе, гражданских
правах и обязанностях.
Принимает участие в жизни класса,
общеобразовательной организации, в доступной по
возрасту социально значимой деятельности.

Духовнонравственное
воспитание

Уважает духовно-нравственную культуру своей семьи,
своего народа, семейные ценности с учётом
национальной, религиозной принадлежности.
Сознаёт ценность каждой человеческой жизни, признаёт
индивидуальность и достоинство каждого человека.
Доброжелательный, проявляет сопереживание,
готовность оказывать помощь.
Выражает неприятие поведения, причиняющего
физический и моральный вред другим людям.
Уважает старших.
Умеет оценивать поступки с позиции их соответствия
нравственным нормам, осознает ответственность за свои
поступки.
Владеет представлениями о многообразии языкового и
культурного пространства России, имеет первоначальные
навыки общения с людьми разных народов,
вероисповеданий.
Сознает нравственную и эстетическую ценность
литературы, родного языка, русского языка, проявляет
16

Балл

интерес к чтению.
Эстетическое
воспитания

Демонстрирует способность воспринимать и чувствовать
прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей.
Проявляет интерес и уважение к отечественной и
мировой художественной культуре.
Проявляет стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности, искусстве.

Физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья и
эмоционального
благополучия
(далее - Физическое
воспитание)

Бережно относится к физическому здоровью, соблюдает
основные правила здорового и безопасного для себя и
других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде.
Владеет основными навыками личной и общественной
гигиены, безопасного поведения в быту, природе,
обществе.
Ориентирован на физическое развитие с учётом
возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом.
Сознает и принимает свою половую принадлежность,
соответствующие ей психофизические и поведенческие
особенности с учётом возраста.

Трудовое
воспитание

Осознаёт ценность труда в жизни человека, семьи,
общества.
Проявляет уважение к труду, людям труда, бережное
отношение к результатам труда, ответственное
потребление.
Проявляет интерес к разным профессиям.
Участвует в различных видах доступного по возрасту
труда, трудовой деятельности.

Экологическое
воспитание

Ценность
научного
познания

Выражает готовность к осознанному выбору и
построению
индивидуальной
траектории
образования и жизненных планов с учетом личных и
общественных интересов, потребностей.
Понимает ценность природы, зависимость жизни людей
от природы, влияние людей на природу, окружающую
среду.
Проявляет любовь и бережное отношение к природе,
неприятие действий, приносящих вред природе, особенно
живым существам.
Выражает готовность в своей деятельности
придерживаться экологических норм.
Выражает познавательные интересы, активность,
любознательность и самостоятельность в познании,
интерес и уважение к научным знаниям, науке.

17

Обладает первоначальными представлениями о
природных и социальных объектах, многообразии
объектов и явлений природы, связи живой и неживой
природы, о науке, научном знании.
Имеет первоначальные навыки наблюдений,
систематизации и осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях знания.
Готов совершить осознанный выбор профессии
Профессиональное Готов совершить осознанный выбор дальнейшего
профессионального развития
самоопределение

18

Мониторинг личностных результатов обучающихся (СОО)
Направление
воспитательной
деятельности
Гражданскопатриотическое
воспитание

Показатели/качества

Знает и любит свою малую родину, свой край, имеет
представление о Родине — России, её территории,
расположении.
Сознает принадлежность к своему народу и к общности
граждан России.
Понимает свою сопричастность к прошлому, настоящему
и будущему родного края, своей Родины — России,
Российского государства.
Проявляет уважение к своему и другим народам.
Понимает значение гражданских символов
(государственная символика России, своего региона),
праздников, мест почитания героев и защитников
Отечества, проявляет к ним уважение.
Имеет первоначальные представления о правах и
ответственности человека в обществе, гражданских
правах и обязанностях.
Принимает участие в жизни класса,
общеобразовательной организации, в доступной по
возрасту социально значимой деятельности.

Духовнонравственное
воспитание

Уважает духовно-нравственную культуру своей семьи,
своего народа, семейные ценности с учётом
национальной, религиозной принадлежности.
Сознаёт ценность каждой человеческой жизни, признаёт
индивидуальность и достоинство каждого человека.
Доброжелательный, проявляет сопереживание,
готовность оказывать помощь.
Выражает неприятие поведения, причиняющего
физический и моральный вред другим людям.
Уважает старших.
Умеет оценивать поступки с позиции их соответствия
нравственным нормам, осознает ответственность за свои
поступки.
Владеет представлениями о многообразии языкового и
культурного пространства России, имеет первоначальные
навыки общения с людьми разных народов,
вероисповеданий.
Сознает нравственную и эстетическую ценность
литературы, родного языка, русского языка, проявляет
19

Балл

интерес к чтению.
Эстетическое
воспитания

Демонстрирует способность воспринимать и чувствовать
прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей.
Проявляет интерес и уважение к отечественной и
мировой художественной культуре.
Проявляет стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности, искусстве.

Физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья и
эмоционального
благополучия
(далее - Физическое
воспитание)

Бережно относится к физическому здоровью, соблюдает
основные правила здорового и безопасного для себя и
других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде.
Владеет основными навыками личной и общественной
гигиены, безопасного поведения в быту, природе,
обществе.
Ориентирован на физическое развитие с учётом
возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом.
Сознает и принимает свою половую принадлежность,
соответствующие ей психофизические и поведенческие
особенности с учётом возраста.

Трудовое
воспитание

Экологическое
воспитание

Осознаёт ценность труда в жизни человека, семьи,
общества.
Проявляет
способность к
творческому
созидательному социально значимому труду в
доступных по возрасту социально -трудовых
ролях, в том числе предпринимательской
деятельности в условиях самозанятости или
наемного труда.
Выражает осознанную готовность к получению
профессионального образования, к непрерывному
образованию в течение жизни как условию
успешной профессиональной и общественной
деятельности.
Понимает специфику трудовой деятельности,
регулирования трудовых отношений,
самообразования и профессиональной
самоподготовки в информационном
высокотехнологическом обществе, готовый
учиться и трудиться в современном обществе.
Выражает готовность к осознанному выбору и
построению индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учетом личных и
общественных интересов, потребностей.
Понимает ценность природы, зависимость жизни людей
от природы, влияние людей на природу, окружающую
среду.
20

Проявляет любовь и бережное отношение к природе,
неприятие действий, приносящих вред природе, особенно
живым существам.
Выражает готовность в своей деятельности
придерживаться экологических норм.
Ценность
научного
познания

Выражает познавательные интересы, активность,
любознательность и самостоятельность в познании,
интерес и уважение к научным знаниям, науке.
Обладает первоначальными представлениями о
природных и социальных объектах, многообразии
объектов и явлений природы, связи живой и неживой
природы, о науке, научном знании.
Имеет первоначальные навыки наблюдений,
систематизации и осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях знания.
Осознанно выбирает профиль образования

Профессиональное Умеет проектировать индивидуальный образовательный
маршрут в зависимости от выбранного профиля
самоопределение
Готов совершить осознанный выбор дальнейшего
профессионального развития
Готов совершить осознанный выбор профессии

21

Приложение 2
Тест оценки сформированности личностных результатов
Задание 1. Оцени данные в списке поступки.
А. Так нужно делать всегда.
Б. Чаще всего так нельзя делать.
В. Так можно делать иногда.
Г. Так нельзя делать ни в коем случае.
Запиши буквы (А, Б, В, Г), соответствующие твоим оценкам, в квадратиках рядом
с номерами поступков.
Список поступков

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Подсказывать на уроке своему товарищу.
Опаздывать на встречу с товарищем.
Вступать в разговор двух взрослых людей.
Обращаться на «ты» к незнакомому взрослому человеку.
Прерывать беседу, если звонит сотовый телефон.
Читать чужие SMS-сообщения и письма.

После еды говорить: «Спасибо».
Есть мороженое в переполненном автобусе.
Задание 2. Ниже в таблице приведён список поступков.

1). Оцени данные в списке поступки:
а) хороший поступок;
б) плохой поступок.
Запиши соответствующие буквы (а, б) в первой колонке таблицы.
2). Найди для каждой оценки объяснение и запиши соответствующие буквы
(А, Б, В, Г) во второй колонке таблицы.
А., Потому что обманывать нельзя.
Б., Потому что это поддержит человека.
В., Потому что это унизит человека.
Г., Потому что это пресечёт несправедливость.
Оценка
(а, б)

Поступки

Объяснение
(А, Б, В, Г)

1. Помочь другу в трудной ситуации.
2. Не признаться в своём плохом поступке.
3. Смеяться над человеком, который заикается.
4. Помочь или позвать другого человека, когда на твоих
глазах бьют другого человека.

22

Задание 3. Какие правила из приведённого списка очень важны для тебя и всех людей, а
какие – нет? В квадратиках рядом с правилами запиши буквы (А, Б), соответствующие твоим
представлениям.
А. Очень важно.
Б. Не важно. Список правил
1.
Брать зонтик на улицу.
2.
Защищать слабых и маленьких.
3.
Каждый вечер играть в компьютерные игры.
4.
Не брать чужого.
5.
Уважать старших.
6.
Кататься зимой на коньках.
7.
Носить костюм и белую рубашку.
8.
Ухаживать за больным родственником.
Задание 4. Ты случайно разбил окно в классе, когда этого никто не видел. Исходя из
общечеловеческих правил поведения, выбери поступки, которые, на твой взгляд, допустимы в
данной ситуации. В квадратиках рядом с номерами поступков запиши буквы (А, Б),
соответствующие твоим представлениям.
А. Допустимый поступок.
Б. Недопустимый поступок.

1.
2.
3.
4.

Убегу на улицу и ни за что не признаюсь, что стекло разбил я.
Сам подойду к учителю и расскажу, что случайно разбил стекло.
Когда будут спрашивать, скажу, что стекло разбил сосед по парте.
Когда учитель будет спрашивать, признаюсь, что стекло разбил я.

5.
6.
7.
8.

Скажу, что стекло разбил камень, брошенный кем-то с улицы.
Признаюсь родителям и попрошу папу вставить стекло.
Попрошу маму перевести меня в другую школу.
Пропущу занятия, чтобы о разбитом стекле за это время забыли.

Задание 5. Ты едешь в автобусе. Вдруг незнакомый человек начинает быстро
протискиваться к выходу. При этом он сильно толкается и кричит: «Прочь с дороги! Встали тут,
пройти нельзя!»
Что ты подумал об этой ситуации? Выбери одну, наиболее точную формулировку. Обведи
одну букву: А, Б, В, Г.
Формулировки
А. Этот человек плохой.
Б. Этот человек плохо поступил.
В. Этот человек хороший, просто он очень торопится.
Г. Этот человек злой.
Задание 6. Дай оценку поступкам людей, чьи имена выделены жирным шрифтом. Какие
из этих поступков хорошие, какие плохие, а какие нельзя однозначно назвать хорошими или
плохими? В квадратиках рядом с описанием поступка запиши буквы (А, Б, В).
А. Однозначно хороший поступок.
Б. Однозначно плохой поступок.
23

В. Поступок, который нельзя однозначно назвать плохим или хорошим. Список поступков
1.
Коля дразнит и высмеивает другого мальчика.
2.
Витя не хочет, чтобы другой мальчик пришёл на школьный праздник, и говорит
ему, что праздник отменяется.
3.
Сева услышал, как другой парень дразнит, обидно высмеивает
его.
Севе стало обидно, и он попросил парня замолчать. Но тот продолжал дразнить.
Тогда Сева ударил его со всей силы.
4.
Учитель раздаёт контрольные тесты, среди них оказалось несколько
неподписанных. Юля узнала свою работу и увидела, что там стоит плохая отметка. Вздохнув,
девочка призналась, что это её работа.
5.
Наташу чуть не сбила машина, и у неё на лбу появилась большая
ссадина. Дома бабушке, у которой больное сердце, девочка сказала, что играла на детской
площадке и случайно поцарапалась.
6.
Стёпа увидел, что большой мальчишка толкает девочку и вырывает у неё ранец.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».