ФРП воспитания ООО

ПРИЛОЖЕНИЕ № к ООП ООО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЧУПИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ТАЛИЦКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
ПРИНЯТО
на заседании
педагогического совета школы
протокол № от 28.08.2023 г.

УТВЕРЖДАЮ:
и.о. директора МКОУ «Чупинская СОШ»
________________ Л.В. Орлова
Приказ № 2808/2023-1 от 28.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ООО.

пос. Комсомольский, 2023 г.

1. Пояснительная записка.
1.1. Федеральная рабочая программа воспитания МКОУ «Чупинская СОШ» (далее Программа воспитания) основывается на единстве и преемственности образовательного
процесса всех уровней общего образования, соотносится с рабочими программами
воспитания для основного общего и среднего общего образования.
1.2. Программа воспитания:

предназначена для планирования и организации системной воспитательной
деятельности в образовательной организации;

разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов
управления образовательной организацией, в том числе советов обучающихся, советов
родителей (законных представителей);

реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой
совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными
институтами воспитания;

предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам
поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых
конституционных норм и ценностей;

предусматривает историческое просвещение, формирование российской
культурной и гражданской идентичности обучающихся.
1.3. Программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный,
организационный.
1.4. При разработке или обновлении рабочей программы воспитания ее содержание,
за исключением целевого раздела, может изменяться в соответствии с особенностями
образовательной организации: организационно-правовой формой, контингентом
обучающихся и их родителей (законных представителей), направленностью
образовательной программы, в том числе предусматривающей углубленное изучение
отдельных учебных предметов, учитывающей этнокультурные интересы, особые
образовательные потребности обучающихся.
2. Целевой раздел.
2.1. Содержание воспитания обучающихся в образовательной организации
определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и
ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и
нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный
компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные
ценности культуры, традиционных религий народов России.
2.2. Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется
и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере
воспитания. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей
является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные
духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной
реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному
созиданию и защите Родины.
2.3. Цель и задачи воспитания обучающихся.
2.3.1. Цель воспитания обучающихся в образовательной организации:

развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации
на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
2

уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде.
2.3.2. Задачи воспитания обучающихся в образовательной организации:

усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);

формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие);

приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений,
применения полученных знаний;

достижение личностных результатов освоения общеобразовательных
программ в соответствии с ФГОС ООО.
2.3.3. Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ
включают:

осознание российской гражданской идентичности;

сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;

готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;

наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;

сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
2.3.4. Воспитательная деятельность в образовательной организации планируется и
осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурноисторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с
учетом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной
деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной
жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
2.4. Направления воспитания.
2.4.1. Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной
деятельности образовательной организации по основным направлениям воспитания в
соответствии с ФГОС ООО и отражает готовность обучающихся руководствоваться
ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в
части:
2.4.1.1. Гражданского воспитания, способствующего формированию российской
гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации,
к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней
российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина
России, правовой и политической культуры.
2.4.1.2. Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному
краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое
просвещение, формирование российского национального исторического сознания,
российской культурной идентичности.
2.4.1.3. Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной
культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование
традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты,
милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти
предков.
2.4.1.4. Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической
культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим
3

образцам отечественного и мирового искусства.
2.4.1.5. Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры
здорового образа жизни и эмоционального благополучия - развитие физических
способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного
поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях.
2.4.1.6. Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду,
трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую
деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном,
нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся
результатов в профессиональной деятельности.
2.4.1.7.
Экологического
воспитания,
способствующего
формированию
экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей
среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты,
восстановления природы, окружающей среды.
2.4.1.8. Ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления
к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного
образования с учетом личностных интересов и общественных потребностей.
2.5. Целевые ориентиры результатов воспитания.
2.5.1. Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП ООО
установлены ФГОС ООО.
На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры
результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение которых
должна быть направлена деятельность педагогического коллектива для выполнения
требований ФГОС ООО.
2.5.2. Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием
воспитания
обучающихся
на
основе
российских
базовых
(гражданских,
конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного
пространства.
2.5.3. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего
образования.
2.5.3.1. Гражданско-патриотическое воспитание:

знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий
представление о Родине - России, ее территории, расположении;

сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России,
проявляющий уважение к своему и другим народам;

понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
родного края, своей Родины - России, Российского государства;

понимающий значение гражданских символов (государственная символика
России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества,
проявляющий к ним уважение;

имеющий первоначальные представления о правах и ответственности
человека в обществе, гражданских правах и обязанностях;

принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в
доступной по возрасту социально значимой деятельности.
2.5.3.2. Духовно-нравственное воспитание:

уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа,
семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности;

сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека;

доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать
помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред
4

другим людям, уважающий старших;

умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным
нормам, осознающий ответственность за свои поступки.

владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного
пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных
народов, вероисповеданий.

сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного
языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.
2.5.3.3. Эстетическое воспитание:

способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе,
искусстве, творчестве людей;

проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой
художественной культуре;

проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве.
2.5.3.4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:

бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные
правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде;

владеющий основными навыками личной и общественной гигиены,
безопасного поведения в быту, природе, обществе;

ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья,
занятия физкультурой и спортом;

сознающий
и
принимающий
свою
половую
принадлежность,
соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста.
2.5.3.5. Трудовое воспитание:

сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества;

проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к
результатам труда, ответственное потребление;

проявляющий интерес к разным профессиям;

участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой
деятельности.
2.5.3.6. Экологическое воспитание:

понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы,
влияние людей на природу, окружающую среду;

проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым существам;

выражающий готовность в своей деятельности придерживаться
экологических норм.
2.5.3.7. Ценности научного познания:

выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке;

обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных
объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о
науке, научном знании;

имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и
осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знания.
3. Содержательный раздел.
3.1. Уклад образовательной организации.
5

3.1.1. Уклад задает порядок жизни образовательной организации и аккумулирует
ключевые характеристики, определяющие особенности воспитательного процесса. Уклад
образовательной организации удерживает ценности, принципы, нравственную культуру
взаимоотношений, традиции воспитания, в основе которых лежат российские базовые
ценности, определяет условия и средства воспитания, отражающие самобытный облик
общеобразовательной организации и ее репутацию в окружающем образовательном
пространстве, социуме.
3.1.2. Основные характеристики.
Организация воспитательной деятельности в МКОУ «Чупинская СОШ» опирается
на школьный уклад, сложившийся на основе согласия всех участников образовательных
отношений.
Основные вехи истории образовательной организации, выдающиеся события,
деятели в ее истории
Начальная школа открылась в совхозе в 1934 году, до этого дети ходили в д. Чупина.
Чупинская школа в п. Комсомольский была перевезена из д. Чупина в 1939 г. Это
была начальная школа, а в 1949 г. школу преобразовали в семилетнюю. Первым директором
была Шадрина Любовь Корниловна. Со временем детей прибавлялось, приходили учиться
дети из соседних деревень. В 1957 году в октябрьские праздники было открытие новой
двухэтажной школы. Занятия шли в две смены. Современное здание школы начали строить
в 1973 году. 12 февраля 1976 года состоялось открытие школы. Школа всегда славилась
своими учителями. Многие учителя школы награждены Почётными грамотами
Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области и Российской
Федерации. Особо хочется отметить Вепрева Геннадия Семеновича, заслуженного тренера
России, среди его воспитанников чемпионы мира по биатлону.
Цель образовательной организации в самосознании ее педагогического
коллектива
Значимым фактором успешной социализации школьника является социальная
активность личности, осуществляемая посредством социально значимой деятельности.
Социально значимая деятельность – основной вид деятельности школьников, на развитие
которого направлена воспитательная работа и внеурочная деятельность нашей школы.
Процесс воспитания основывается на следующих принципах взаимодействия
педагогов и школьников:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения
конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при
нахождении в школе;
- ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и
взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и
педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детсковзрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов содержательными
событиями, позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета
совместной заботы и взрослых, и детей; - системность, целесообразность и нешаблонность
воспитания как условия его эффективности.
Наиболее значимые традиционные дела, события, мероприятия в
образовательной организации, составляющие основу воспитательной системы
Ядро воспитательной системы школы: содружество детей и взрослых (педагоги,
родители) объединенных общей целью, общей деятельностью, общей ответственностью.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:
- ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогов;
6

- коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и
коллективный анализ результатов каждого ключевого дела, социально-значимого проекта
и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и
школьников;
- создание таких условий, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и
его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- ориентирование педагогов школы на формирование коллективов в рамках
школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление
в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- явление ключевой фигурой воспитания в школе классного руководителя,
реализующего по отношению к детям защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую функции.
К числу традиционных мероприятий относятся общешкольные, мероприятия:
праздники, творческие конкурсы, спортивные соревнования, а также иные мероприятия.
Цели: включение детей в командную, коллективную деятельность по разным
направлениям; реализация траектории личностного развития учащихся через
предоставление ему возможности для осуществления соответствующих видов
деятельности, преимущественно коллективных. В традиционных мероприятиях участвуют
учащиеся 1-11 классов, их родители (законные представители), социальные партнеры
школы. Участие в традиционных мероприятиях является добровольным для учащихся, их
родителей (законных представителей). К подготовке и проведению мероприятия могут
привлекаться учителя - предметники, педагог-библиотекарь, педагог - психолог, педагоги
дополнительного образования, руководители спортивных секций. К традиционным
мероприятиям школы относятся «День знаний», День солидарности в борьбе с
терроризмом, Туристический слёт, Кросс нации, Месячник безопасности, День пожилого
человека , День учителя, Месячник ГО и ЧС , День Матери, День Героев России, День
неизвестного солдата , Акция «10000 добрых дел», Месячник защитника Отечества, Лыжня
России , 8 Марта – Международный женский день, День космонавтики, День защиты детей,
День Победы 9 мая, Последний звонок , День защиты детей , День России.
Традиции и ритуалы, символика, особые нормы этикета в образовательной
организации
Школа имеет свои традиции. Рабочая неделя начинается линейкой, на которой
поднимается флаг РФ, исполняется Гимн РФ. На линейке озвучиваются значимые события
предстоящей недели. Заканчивается неделя такой же линейкой, где происходит спуск
государственного флага. На этой линейке подводятся итоги прошедшей недели,
награждения обучающихся за достигнутые успехи.
Социальные партнеры образовательной организации, их роль, возможности в
развитии, совершенствовании условий воспитания, воспитательной деятельности
Эффективность воспитания определяется качеством совместной деятельности
школы с различными социальными партнёрами, и с одной стороны, обеспечивается
организацией взаимодействия школы с предприятиями, общественными организациями,
организациями дополнительного образования и т. д., а с другой – включением учащихся в
социальную деятельность. Поэтому задачей школы в контексте социального воспитания
выступает расширение представлений учащихся об общественных ценностях и
ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных
отношений с различными социальными группами и людьми с разными социальными
статусами. В процессе воспитания сотрудничаем с КДЦ «Чупинский», СПК
«Комсомольский», сельской библиотекой, Музеем Н.И. Кузнецова, Центральной районной
библиотекой имени Поклевских-Козелл, Социально-реабилитационным центром для
несовершеннолетних Талицкого района, ТКДН, ПДН, ОМВД России по Талицкому району,
МЧС России по Талицкому району, Совет ветеранов п. Комсомольский.
Значимые для воспитания проекты и программы, в которых образовательная
7

организация уже участвует или планирует участвовать (федеральные, региональные,
муниципальные, международные, сетевые и другие), включенные в систему
воспитательной деятельности
Учащиеся школы активно принимают участие в различных мероприятиях. На лыжне
п. Комсомольский традиционно проходят ежегодные соревнования по лыжным гонкам на
призы С. Антонова и С. Давыдовой-Печерской. Учащиеся имеют медали за участие в
спортивных соревнованиях, наиболее развит лыжный спорт, участвуем в проекте «Биатлон
в школу!». В 2023 г. в школе открылось первичное отделение Российского движения детей
и молодежи «Движение Первых». В новом 2023/2024 учебном году начинает свою работу
проект «Орлята России». Кроме этого в 2023 году начал свою работу спортивный
школьный клуб «Лидер».
Реализуемые инновационные, перспективные воспитательные практики,
определяющие «уникальность» образовательной организации; результаты их
реализации, трансляции в системе образования
Опыт экологических мероприятий по сбору макулатуры и пластика, по очистке
территорий распространился не только на обучающихся и их родителей, но и на
окружающее сообщество.
Наличие проблемных зон, дефицитов, препятствий достижению эффективных
результатов в воспитательной деятельности и решения этих проблем, отсутствующие
или недостаточно выраженные в массовой практике
Для достижения эффективных результатов в воспитательной деятельности
необходимо усилить работу по профилактике вредных привычек. Привлечь к решению этой
задачи родительское сообщество, общественные организации.
3.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности.
3.2.1. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в этом разделе
планируются, представляются по модулям.
3.2.4. Модуль «Урочная деятельность».
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:

максимальное использование воспитательных возможностей содержания
учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на
основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков,
заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;

включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам,
модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учет в определении
воспитательных задач уроков, занятий;

включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов,
модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы;

выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами
воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета
воспитания в учебной деятельности;

привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего
мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям,
лицам;

применение интерактивных форм учебной работы - интеллектуальных,
стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы,
которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию
критического мышления;
8


побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со
сверстниками
и
педагогическими
работниками,
соответствующие
укладу
общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной
атмосферы;

организацию
наставничества
мотивированных
и
эрудированных
обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми
образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;

инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся,
планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной
направленности.
3.2.5. Модуль «Внеурочная деятельность».
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется
преимущественно через:

курсы, занятия патриотической, гражданско-патриотической, военнопатриотической, краеведческой, историко-культурной направленности;

курсы, занятия духовно-нравственной направленности по религиозным
культурам народов России, основам духовно-нравственной культуры народов России,
духовно-историческому краеведению;

курсы,
занятия
познавательной,
научной,
исследовательской,
просветительской направленности;

курсы, занятия экологической, природоохранной направленности; курсы,
занятия в области искусств, художественного творчества разных видов и жанров;

курсы, занятия туристско-краеведческой направленности; курсы, занятия
оздоровительной и спортивной направленности.
3.2.6. Модуль «Классное руководство».
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого вида
педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на решение задач
воспитания и социализации обучающихся, предусматривает:

планирование и проведение классных часов целевой воспитательной
тематической направленности;

инициирование и поддержку классными руководителями участия классов в
общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимся в их
подготовке, проведении и анализе;

организацию интересных и полезных для личностного развития
обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными
потребностями, способностями, давать возможности для самореализации, устанавливать и
укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим
образцы поведения;

сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование,
внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней рождения
обучающихся, классные вечера;

выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в
выработке таких правил поведения в образовательной организации;

изучение особенностей личностного развития обучающихся путем
наблюдения за их поведением, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в
играх, беседах по нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с
результатами бесед с родителями, учителями, а также (при необходимости) с педагогомпсихологом;

доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и
9

другое), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через
частные беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися
класса;

индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных
портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные
достижения;

регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на
формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения, предупреждение
и (или) разрешение конфликтов между учителями и обучающимися;

проведение педагогических советов для решения конкретных проблем класса,
интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение учителейпредметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и
понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в
родительских собраниях класса;

организацию и проведение регулярных родительских собраний,
информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе,
жизни класса в целом, помощь родителям и иным членам семьи в отношениях с учителями,
администрацией;

создание и организацию работы родительского комитета класса,
участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе, общеобразовательной
организации;

привлечение родителей (законных представителей), членов семей
обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и
общеобразовательной организации;

проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и других
мероприятий.
3.2.7. Модуль «Основные школьные дела».
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел предусматривает:

общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и другие) мероприятия, связанные с общероссийскими,
региональными праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы;

участие во всероссийских акциях, посвященных значимым событиям в
России, мире;

торжественные мероприятия, связанные с завершением образования,
переходом на следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых
социальных статусов в образовательной организации, обществе;

церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и
педагогов за участие в жизни образовательной организации, достижения в конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие образовательной организации, своей
местности;

социальные проекты в образовательной организации, совместно
разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогическими работниками, в том
числе с участием социальных партнеров, комплексы дел благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой и другой направленности;

проводимые для жителей населенного пункта и организуемые совместно с
семьями обучающихся праздники, фестивали, представления в связи с памятными датами,
значимыми событиями для жителей населенного пункта;

разновозрастные сборы, многодневные выездные события, включающие в
себя комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической, историкокраеведческой, экологической, трудовой, спортивно-оздоровительной и другой
направленности;
10


вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в
разных ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ведущих,
декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование, за
приглашение и встречу гостей и других), помощь обучающимся в освоении навыков
подготовки, проведения, анализа общешкольных дел;

наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки,
проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с
обучающимися разных возрастов, с педагогическими работниками и другими взрослыми.
3.2.8. Модуль «Внешкольные мероприятия».
Реализация
воспитательного
потенциала
внешкольных
мероприятий
предусматривает:
 общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с
социальными партнерами образовательной организации;
 внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности,
организуемые педагогами по изучаемым в образовательной организации учебным
предметам, курсам, модулям;
 экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, технопарк, на
предприятие и другое), организуемые в классах классными руководителями, в том числе
совместно с родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением их к
планированию, организации, проведению, оценке мероприятия;
 литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии,
экспедиции, слеты и другие, организуемые педагогическими работниками, в том числе
совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для изучения
историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности
российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных
ландшафтов, флоры и фауны и другого;
 выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел,
в процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся
доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой
эмоционально-психологического комфорта.
3.2.9. Модуль «Организация предметно-пространственной среды».
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды
предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников
образовательных отношений по ее созданию, поддержанию, использованию в
воспитательном процессе:

оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в
образовательную организацию государственной символикой Российской Федерации,
субъекта Российской Федерации, муниципального образования (флаг, герб),
изображениями символики Российского государства в разные периоды тысячелетней
истории, исторической символики региона;

организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного
флага Российской Федерации;

размещение карт России, регионов, муниципальных образований
(современных и исторических, точных и стилизованных, географических, природных,
культурологических, художественно оформленных, в том числе материалами,
подготовленными обучающимися) с изображениями значимых культурных объектов
местности, региона, России, памятных исторических, гражданских, народных, религиозных
мест почитания, портретов выдающихся государственных деятелей России, деятелей
культуры, науки, производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества;

изготовление, размещение, обновление художественных изображений
(символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео) природы
11

России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры
народов России;

организацию и поддержание в образовательной организации звукового
пространства
позитивной
духовно-нравственной,
гражданско-патриотической
воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные сообщения),
исполнение гимна Российской Федерации;

разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном
процессе «мест гражданского почитания» (в том числе, если образовательная организация
носит имя выдающегося исторического деятеля, ученого, героя, защитника Отечества и
других) в помещениях образовательной организации или на прилегающей территории для
общественно-гражданского почитания лиц, мест, событий в истории России; мемориалов
воинской славы, памятников, памятных досок;

оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл
первого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме новостную
информацию
позитивного
гражданско-патриотического,
духовно-нравственного
содержания, фотоотчеты об интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся
и другое;

разработку и популяризацию символики образовательной организации
(эмблема, флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и другое), используемой как
повседневно, так и в торжественные моменты;

подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих
работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности,
знакомящих с работами друг друга;

поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в
образовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение
территории при образовательной организации;

разработку, оформление, поддержание и использование игровых
пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;

создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей свободного
книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять для общего
использования свои книги, брать для чтения другие;

деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с
обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных аудиторий,
пришкольной территории;

разработку и оформление пространств проведения значимых событий,
праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн);

разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и
других), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях,
правилах, традициях, укладе образовательной организации, актуальных вопросах
профилактики и безопасности.
Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.2.10. Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)».
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными
представителями) обучающихся предусматривает

создание и деятельность в образовательной организации, в классах
представительных органов родительского сообщества (родительского комитета
образовательной организации, классов), участвующих в обсуждении и решении вопросов
воспитания и обучения, деятельность представителей родительского сообщества в
Управляющем совете образовательной организации;

тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские
12

собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий
обучения и воспитания;

родительские дни, в которые родители (законные представители) могут
посещать уроки и внеурочные занятия;

работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих
родителям, педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и общения, с
обсуждением актуальных вопросов воспитания;

проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей),
на которых родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации
психологов, врачей, социальных работников, служителей традиционных российских
религий, обмениваться опытом;

родительские форумы на официальном сайте образовательной организации в
информационно-коммуникационной сети «Интернет», интернет-сообщества, группы с
участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы,
согласуется совместная деятельность;

участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях,
предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом консилиуме в
образовательной организации в соответствии с порядком привлечения родителей
(законных представителей);

привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и
проведению классных и общешкольных мероприятий;

целевое взаимодействие с законными представителями детей-сирот,
оставшихся без попечения родителей, приемных детей.
3.2.11. Модуль «Самоуправление».
Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в
образовательной организации предусматривает:

организацию и деятельность органов ученического самоуправления (совет
обучающихся или других), избранных обучающимися;

представление органами ученического самоуправления интересов
обучающихся в процессе управления образовательной организацией;

защиту органами ученического самоуправления законных интересов и прав
обучающихся.
3.2.12. Модуль «Профилактика и безопасность».
Реализация. воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях
формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в образовательной
организации предусматривает:

организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в
образовательной организации эффективной профилактической среды обеспечения
безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;

проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов
повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп
риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и
другое);

проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп
риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов
(психологов,
коррекционных
педагогов,
работников
социальных
служб,
правоохранительных органов, опеки и других);

разработку и реализацию профилактических программ, направленных на
работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию
межведомственного взаимодействия;

вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты,
13

программы профилактической направленности социальных и природных рисков в
образовательной организации и в социокультурном окружении с педагогами, родителями,
социальными партнерами (антинаркотические, антиалкогольные, против курения,
вовлечения в деструктивные детские и молодежные объединения, культы, субкультуры,
группы в социальных сетях; по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде,
безопасности
дорожного
движения,
противопожарной
безопасности,
антитеррористической и антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и
другие);

организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями
социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля,
устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению;

профилактику правонарушений, девиаций посредством организации
деятельности, альтернативной девиантному поведению, - познания (путешествия),
испытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том
числе профессиональной, религиозно-духовной, благотворительной, художественной и
другой);

предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях
появления, расширения, влияния в образовательной организации маргинальных групп
обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным
поведением и других);

профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих
специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие,
социально запущенные, социально неадаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ
и другие).
2.13. Модуль «Социальное партнерство».
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает:

участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии
с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей
программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых
дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные
мероприятия и другие);

участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных
уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической
направленности;

проведение на базе организаций-партнеров отдельных уроков, занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;

проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических,
родительских) с представителями организаций-партнеров для обсуждений актуальных
проблем, касающихся жизни образовательной организации, муниципального образования,
региона, страны;

реализация
социальных
проектов,
совместно
разрабатываемых
обучающимися,
педагогами
с
организациями-партнерами
благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой и другой направленности, ориентированных на
воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие
на социальное окружение.
3.2.14. Модуль «Профориентация».
Реализация
воспитательного
потенциала
профориентационной
работы
образовательной организации предусматривает:

проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку
обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего;
14


профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты, кейсы),
расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях
разной профессиональной деятельности;

экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления
о существующих профессиях и условиях работы;

посещение
профориентационных
выставок,
ярмарок
профессий,
тематических профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в организациях
профессионального, высшего образования;

совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов,
посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайнтестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям
профессионального образования;

участие в работе всероссийских профориентационных проектов;

освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов,
включенных в обязательную часть образовательной программы, в рамках компонента
участников образовательных отношений, внеурочной деятельности, дополнительного
образования.
4. Организационный раздел.
4.1. Кадровое обеспечение.
В образовательной организации, приняты решения, в соответствии с ФГОС общего
образования всех уровней, по разделению функционала, связанного с планированием,
организацией, обеспечением, реализацией воспитательной деятельности; по вопросам
повышения квалификации педагогических работников в сфере воспитания; психологопедагогического сопровождения обучающихся, в том числе с ОВЗ и других категорий; по
привлечению специалистов других организаций (образовательных, социальных,
правоохранительных и других).
Воспитательную работу в образовательной организации ведёт заместитель
директора по воспитательной работе, советник директора по воспитанию. Функционал
каждого сотрудника определён должностными инструкциями.
4.2. Нормативно-методическое обеспечение.
Администрацией школы, педагогическим Советом, на уровне образовательной
организации, приняты, внесены необходимые изменения в должностные инструкции
педагогических работников по вопросам воспитательной деятельности, ведению
договорных отношений, сетевой форме организации образовательного процесса,
сотрудничеству с социальными партнерами, нормативному, методическому обеспечению
воспитательной деятельности.
Представляются ссылки на локальные нормативные акты, в которые вносятся
изменения в связи с утверждением рабочей программы воспитания.
4.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными
потребностями.
4.3.1. В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих особые
образовательные потребности: обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, из социально
уязвимых групп (например, воспитанники детских домов, из семей мигрантов, билингвы и
другие), одаренных, с отклоняющимся поведением, - создаются особые условия
(описываются эти условия).
4.3.2. Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями являются:

налаживание
эмоционально-положительного
взаимодействия
с
окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в
общеобразовательной организации;
15


формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со
стороны всех участников образовательных отношений;

построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных
особенностей и возможностей каждого обучающегося;

обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся,
содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медикосоциальной
компетентности.
4.3.4. При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями необходимо ориентироваться на:

формирование личности ребенка с особыми образовательными
потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или)
психическому состоянию методов воспитания;

создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения
обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с
использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приемов,
организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителейлогопедов, учителей-дефектологов;

личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
4.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной
позиции обучающихся.
4.4.1. Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной
успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся
ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их
в совместную деятельность в воспитательных целях.
4.4.2. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной
успешности обучающихся строится на принципах:

публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о
награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся);

соответствия
артефактов
и
процедур
награждения
укладу
общеобразовательной организации, качеству воспитывающей среды, символике
общеобразовательной организации;

прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях,
неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение
справедливости при выдвижении кандидатур);

регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в
поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и другое);

сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование
индивидуальных и коллективных наград дает возможность стимулировать
индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные
противоречия между обучающимися, получившими и не получившими награды);

привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей
(законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества,
самих обучающихся, их представителей (с учетом наличия ученического самоуправления),
сторонних организаций, их статусных представителей;

дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград
позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).
4.4.3. Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и
социальной успешности: индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги,
благотворительная поддержка.
4.4.4. Ведение портфолио отражает деятельность обучающихся при ее организации
16

и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными
представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и
символизирующих достижения обучающегося.
Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений,
достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма,
фотографии призов, фото изделий, работ и другого, участвовавшего в конкурсах). Кроме
индивидуального портфолио возможно ведение портфолио класса.
4.4.5. Рейтинги формируются через размещение имен (фамилий) обучающихся или
названий (номеров) групп обучающихся, классов в последовательности, определяемой их
успешностью, достижениями.
4.4.6. Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов)
может заключаться в материальной поддержке проведения в образовательной организации
воспитательных дел, мероприятий, проведения внешкольных мероприятий, различных
форм совместной деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной
поддержке нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических работников.
Благотворительность предусматривает публичную презентацию благотворителей и
их деятельности.
4.4.7. Использование рейтингов, их форма, публичность, привлечение
благотворителей, в том числе из социальных партнеров, их статус, акции, деятельность
должны соответствовать укладу общеобразовательной организации, цели, задачам,
традициям воспитания, согласовываться с представителями родительского сообщества во
избежание деструктивного воздействия на взаимоотношения в образовательной
организации.
4.5. Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми
ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровне
основного общего образования, установленными ФГОС ООО.
Основным методом анализа воспитательного процесса в образовательной
организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления
основных проблем и последующего их решения с привлечением (при необходимости)
внешних экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план
воспитательной работы.
4.6. Основные принципы самоанализа воспитательной работы:

взаимное уважение всех участников образовательных отношений;

приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение
прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада
образовательной организации, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения,
отношений между педагогическими работниками, обучающимися и родителями;

развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на
использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности
педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания,
умелого планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и
содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными
партнерами);

распределенная ответственность за результаты личностного развития
обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие - это результат как
организованного социального воспитания, в котором образовательная организация
участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной социализации, и
саморазвития.
4.7. Основные направления анализа воспитательного процесса.
4.7.1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
17

личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по
воспитательной работе, советником директора по воспитанию, с последующим
обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей или
педагогическом совете.
4.7.1.2. Основным способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
4.7.1.3. Внимание педагогических работников сосредоточивается на вопросах:
какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить
за прошедший учебный год;
какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему;
какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать
педагогическому коллективу.
4.7.2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
4.7.2.1. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной
деятельности обучающихся и взрослых.
4.7.2.2. Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе,
советником директора по воспитанию, классными руководителями с привлечением актива
родителей (законных представителей) обучающихся, совета обучающихся.
4.7.2.3. Способами получения информации о состоянии организуемой совместной
деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и
беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими
работниками, представителями совета обучающихся.
4.7.2.4. Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных
руководителей или педагогическом совете.
4.7.2.5. Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством:

реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;

организуемой внеурочной деятельности обучающихся;

деятельности классных руководителей и их классов;

проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;

внешкольных мероприятий;

создания и поддержки предметно-пространственной среды;

взаимодействия с родительским сообществом;

деятельности ученического самоуправления;

деятельности по профилактике и безопасности;

реализации потенциала социального партнерства;

деятельности по профориентации обучающихся;

и другое по дополнительным модулям.
4.7.2.6. Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением
которых предстоит работать педагогическому коллективу.
4.7.2.7. Итоги самоанализа оформляются в виде отчета, составляемого заместителем
директора по воспитательной работе (совместно с советником директора по
воспитательной работе) в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются
педагогическим советом.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».