Правила внутреннего распорядка обучающихся муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Чупинская средняя общеобразовательная школа» 1.Общие положения. 1.1. Настоящие Правила внутреннего распорядка обучающихся (далее Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, Уставом МКОУ «Чупинская средняя общеобразовательная школа» Талицкого района, Свердловской области. 1.2 Настоящие Правила определяют основы статуса обучающихся Учреждения, их права и обязанности как участников образовательных отношений, устанавливают учебный распорядок и правила поведения учащихся в Учреждении. 1.3 Введение настоящих Правил имеет целью способствовать совершенствованию качества, результативности организации образовательной деятельности в Учреждении, обеспечению безопасности и охраны здоровья учащихся, поддержанию дисциплины и порядка в Учреждении и на его территории для успешной реализации целей и задач, определенных его Уставом. 1.4. Правила призваны способствовать формированию у учащихся таких личностных качеств, как организованность, ответственность, уважение к окружающим. 1.5. Настоящие Правила размещаются на информационных стендах Учреждения и на официальном сайте образовательного Учреждения. Обучающиеся и их родители (законные представители) должны быть ознакомлены с настоящими Правилами при поступлении в Учреждение. Ознакомление с Правилами уже зачисленных в контингент обучающихся и их родителей (законных представителей), разъяснение содержания настоящих Правил возлагается на педагогических работников (классных руководителей) Учреждения. 1.6. Настоящие Правила являются локальным нормативным актом, регламентирующим деятельность Учреждения. Правила разрабатываются и принимаются педагогическим советом Учреждения и утверждаются приказом директора Учреждения. 1 1.7. Правила вступают в силу со дня их утверждения директором образовательного учреждения. 2. Права обучающихся 2.1. Обучающимся предоставляются академические права на: 1) выбор Образовательного учреждения, осуществляющего образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет; 2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психологомедико-педагогической коррекции; 3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальным нормативным актом; 4) выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого Образовательным учреждением (после получения основного общего образования); 5) освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в Образовательном учреждении, в установленном им порядке; 6) зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 7) отсрочку от призыва на военную службу, предоставляемую в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; 8) уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья; 9) свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений; 10) каникулы - плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком; 11) перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, 2 предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования; 1) участие в управлении Образовательным учреждением в порядке, установленном Уставом; 2) ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебной документацией, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в Образовательном учреждении; 3) обжалование актов Образовательного учреждения в установленном законодательством Российской Федерации порядке; 4) бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной базой Образовательного учреждения; 5) пользование в порядке, установленном локальным нормативным актом, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта Образовательного учреждения; 6) развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях; 7) участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой Образовательным учреждением; 8) поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности; 10) иные академические права, предусмотренные иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами. 3. Право обучающихся на меры социальной поддержки 3.1. Отдельным категориям обучающихся предоставляются следующие меры социальной поддержки: 1) обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации; 2) обеспечение школьной формой, в случаях и в порядке, которые установленыфедеральными законами, законами субъекта Российской Федерации; 3) транспортное обеспечение до Образовательного учреждения и обратно, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерациимер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте. 3 4. Обязанности обучающихся 4.1. Обучающие обязаны: 1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы; 2) выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности; 3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию; уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися; 4) бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность. 5. Правила обучающимися посещения Образовательного учреждения 5.1. Посещение занятий и мероприятий, предусмотренных учебным планом, обязательно. В случае пропуска занятий (обязательных мероприятий) обучающийся предоставляет классному руководителю справку медицинского учреждения или заявление родителей (законных представителей) с указанием причины отсутствия. 5.2. Уважительные причины пропуска занятий обучающимся. а) Пропуски по болезни: - ученик обращается за помощью в медицинское учреждение и предоставляет в школу медицинскую справку; - ученик недомогает, не обращается в медицинское учреждение и предоставляет в Образовательное учреждение объяснительную записку от родителей (на срок не более 2 дней); - ученик недомогает и освобождается от уроков с разрешения медицинского работника и уведомления классного руководителя; в отсутствие медицинского работника – с разрешения классного руководителя или учителя-предметника. б) Пропуски по разрешению администрации: - ученик участвует в районных, региональных мероприятиях, представляя интересы школы; - ученик участвует в интеллектуальных мероприятиях (олимпиады, конкурсы, научно-практические конференции и т.д.); 4 - ученик участвует в спортивных мероприятиях (спартакиада, соревнования и т.д.); - ученик участвует в смотрах художественной самодеятельности и других творческих мероприятиях; - ученик проходит плановый медицинский осмотр; - ученик вызван в военкомат или правоохранительные органы согласно повестке. Во всех случаях ученик освобождается от занятий приказом по Образовательному учреждению. в) вызов в государственные органы власти (подтверждается повесткой или иным документом); г) письменное обращение к директору Образовательного учреждения совершеннолетнего обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, поданное заблаговременно, в том числе через должностное лицо организации; д) актированные дни (распорядительный акт Образовательного учреждения). Актированный день – день, в который по погодным условиям возможно непосещение учебных занятий в организации учащимися по усмотрению родителей (законных представителей). 5.3. Все другие причины отсутствия обучающегося на занятиях, предусмотренных расписанием занятий, следует считать пропуском без уважительной причины. 5.4. Пропуском считается отсутствие обучающегося на занятии в течение всего периода времени, установленного расписанием занятий. 5.5. Если совершеннолетний обучающийся или родитель (законный представитель) несовершеннолетнего обучающегося не предоставит документов, подтверждающих уважительность причины пропуска занятий, то независимо от его объяснений, причина пропусков считается неуважительной. 5.6. Если занятия были пропущены без уважительной причины и родители не знали об этом, администрация Образовательного учреждения предпринимает организационные и психолого-педагогические меры по профилактике пропусков занятий. 5.7. Если индивидуальные профилактические мероприятия с обучающимся и родителями (законными представителями) не имеют положительных результатов, обучающийся ставится на внутришкольный учет. 5.8. На внутришкольный учет ставится обучающийся за неоднократные, систематические пропуски учебных занятий, а также за длительное непосещение Образовательного учреждения без уважительной причины. 5.9. Приходить в Образовательное учреждение следует за 10-15 минут до начала учебных занятий. Опоздание на занятия без уважительной причины недопустимо. 5.10. Перед началом занятий обучающиеся оставляют верхнюю одежду и переодевают сменную обувь в гардеробе. В гардеробе, в том числе в верхней 5 одежде, не рекомендуется оставлять деньги, документы, ценные вещи. 5.11. Обучающийся должен иметь при себе дневник и все необходимые для уроков принадлежности, сменную обувь. Для отдельных уроков необходимо приносить специальную одежду, спортивную форму. При отсутствии такой одежды, учащиеся остаются в классе, но к занятиям не допускаются. 5.12. В Образовательное учреждение запрещается приносить оружие, взрывчатые, химические, огнеопасные вещества, табачные изделия, спиртные напитки, наркотики, токсичные вещества и яды, а также иные предметы и вещества, обращение которых не допускается или ограничено в Российской Федерации, а также вещества, способные причинить вред здоровью участников образовательной деятельности. Лекарственные средства разрешается приносить только тем обучающимся, которым они показаны по медицинским основаниям. 5.13. Не допускается приводить (приносить) с собой в Образовательное учреждение домашних и иных животных, птиц, рептилий. 5.14. В Образовательном учреждении запрещается: 1) распивать энергетические, алкогольные, спиртосодержащие напитки и пиво в здании, на территории Образовательного учреждения; 2) играть в азартные игры; 3) курить в здании, на территории Образовательного учреждения; 4) использовать ненормативную лексику (сквернословить); 5) приходить в Образовательное учреждение в одежде, не соответствующей установленным в Образовательном учреждении требованиям; 6) демонстрировать принадлежность к политическим партиям, религиозным течениям, неформальным объединениям, фанатским клубам; 7) осуществлять пропаганду политических, религиозных идей, а также идей, наносящих вред духовному или физическому здоровью человека; 8) находиться в здании Образовательного учреждения в верхней одежде и (или) головных уборах; 9) играть в спортивные игры вне специально отведенных для этого мест (спортивных площадок), за исключением проведения в установленном порядке организованных массовых спортивно-развлекательных мероприятий; 10) портить имущество Образовательного учреждения или использовать его не по назначению, совершать действия, нарушающие чистоту и порядок; 11) перемещать из помещения в помещение без разрешения администрации или материально-ответственных лиц мебель, оборудование и другие материальные ценности; 12) передвигаться в здании и на территории Образовательного учреждения на скутерах, велосипедах, роликовых коньках, досках и других подобных средствах транспортного и спортивного назначения, если это не обусловлено организацией образовательной деятельности, культурно-досуговыми мероприятиями; 13) осуществлять кино-, фото- и видеосъемку в здании и на территории Образовательного учреждения без разрешения администрации; 14) осуществлять без разрешения администрации предпринимательскую 6 деятельность, в том числе торговлю или оказание платных услуг; 15) кричать, шуметь, играть на музыкальных инструментах, пользоваться звуковоспроизводящей аппаратурой с нарушением тишины и созданием помех осуществлению образовательной деятельности без соответствующего разрешения руководства Образовательного учреждения. 16) Запрещается решение спорных вопросов с помощью физической силы, психологического насилия. 6. Правила поведения в урочное и во внеурочное время 6.1. Поведение на уроке. 6.1.1. Обучающиеся занимают свои места за партой в кабинете, так как это устанавливает классный руководитель или учитель по предмету, с учетом психофизиологических особенностей учеников. 6.1.2. Каждый учитель определяет специфические правила при проведении занятий по своему предмету, которые не должны противоречить нормативным документам. Эти правила обязательны для исполнения всеми обучающимися. 6.1.3. Перед началом урока, обучающиеся должны подготовить свое рабочее место и все необходимое для работы на уроке. 6.1.4. Время урока должно использоваться только для учебных целей. Во время урока нельзя отвлекаться самому и отвлекать других посторонними разговорами, играми и другими, не относящимися к уроку, делами. 6.1.5. Если обучающемуся необходимо выйти из класса, он должен попросить разрешения учителя. 6.1.6. Обучающиеся должны иметь спортивную форму и обувь для уроков физической культуры, а также специальную одежду для уроков технологии. При отсутствии такой одежды, обучающиеся остаются вместе с классом, но к занятиям не допускаются. 6.1.7. Запрещается во время уроков пользоваться мобильными телефонами и другими устройствами, не относящимися к учебному процессу. Следует отключить и убрать все технические устройства (плееры, наушники, игровые приставки и пр.), перевести мобильный телефон в тихий режим и убрать его со стола. 6.1.8. В случае опоздания на урок постучаться в дверь кабинета, зайти, поздороваться с учителем, извиниться за опоздание и попросить разрешения сесть на место. 6.2. Поведение на перемене. 6.2.1. Обучающиеся обязаны использовать время перерыва для отдыха. 6.2.2. При движении по коридорам, лестницам, проходам придерживаться правой стороны. 6.2.3. Во время перерывов (перемен) обучающимся запрещается: бегать по лестницам, вблизи оконных проемов и в других местах, не приспособленных для игр; толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу длярешения любых проблем. 7 6.3. Поведение в столовой 6.3.1. Обучающиеся соблюдают правила гигиены: входят в помещение столовой без верхней одежды, тщательно моют руки перед едой. 6.3.2. Обучающиеся выполняют требования работников столовой, соблюдают порядок при получении пищи. Проявляют внимание и осторожность при употреблении горячих и жидких блюд. 6.3.3. Обучающиеся убирают за собой столовые принадлежности и посуду после еды. 6.4. Поведение во время проведения внеурочных мероприятий 6.4.1. Перед проведением мероприятий, обучающиеся обязаны проходить инструктаж по технике безопасности. 6.4.2. Следует строго выполнять все указания руководителя при проведении массовых мероприятий, избегать любых действий, которые могут быть опасны для собственной жизни и для окружающих. 6.4.3. Обучающиеся должны соблюдать дисциплину, следовать установленным маршрутом движения, оставаться в расположении группы, если это определено руководителем. 6.4.4. Строго соблюдать правила личной гигиены, своевременно сообщать руководителю группы об ухудшении здоровья или травме. 6.4.5. Обучающиеся должны уважать местные традиции, бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры, к личному и групповому имуществу. 6.4.6. Запрещается применять открытый огонь (факелы, свечи, фейерверки, хлопушки, костры и др.), устраивать световые эффекты с применением химических, пиротехнических и других средств, способных вызвать возгорание. 7. Поощрения и дисциплинарное воздействие 7.1. За образцовое выполнение своих обязанностей, повышение качества обученности, безупречную учебу, достижения на олимпиадах, конкурсах, смотрах и за другие достижения в учебной и внеучебной деятельности к обучающимся школы могут быть применены следующие виды поощрений: - объявление благодарности обучающемуся; - направление благодарственного письма родителям (законным представителям) обучающегося; - награждение почетной грамотой и (или) дипломом; - награждение ценным подарком; - представление к награждению медалью «За особые успехи в учении». 7.2. Процедура применения поощрений 7.2.1. Объявление благодарности обучающемуся, объявление благодарности законным представителям обучающегося, направление благодарственного письма по месту работы законных представителей обучающегося могут применять все педагогические работники Образовательного 8 учреждения при проявлении обучающимся активности с положительным результатом. 7.2.2. Награждение почетной грамотой (дипломом) может осуществляться администрацией Образовательного учреждения по представлению классного руководителя и (или) учителя-предметника за особые успехи, достигнутые обучающимся по отдельным предметам учебного плана и (или) во внеурочной деятельности на уровне Образовательного учреждения и (или) Талицкого городского округа, на территории которого находится Образовательное учреждение. 7.2.3. Награждение ценным подарком осуществляется за счет дополнительных финансовых средств по представлению заместителей директора на основании приказа директора Образовательного учреждения за особые успехи, достигнутые на уровне муниципального образования, субъекта Российской Федерации. 7.3. За нарушение Устава, настоящих Правил и иных локальных нормативных актов Образовательного учреждения к обучающимся могут быть применены следующие меры дисциплинарного воздействия: - меры воспитательного характера; - дисциплинарные взыскания. 7.4. Меры воспитательного характера представляют собой действия администрации Образовательного учреждения, ее педагогических работников, направленные на разъяснение недопустимости нарушения правил поведения в Образовательном учреждении, осознание обучающимся пагубности совершенных им действий, воспитание личных качеств обучающегося, добросовестно относящегося к учебе и соблюдению дисциплины. 7.5. К обучающимся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание; выговор; отчисление из Образовательного учреждения. 7.6. Применение дисциплинарных взысканий 7.6.1. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка и не позднее шести месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни обучающегося, пребывании его на каникулах, а также времени, необходимого на учет мнения совета обучающихся, совета родителей, но не более семи учебных дней со дня представления директору Образовательного учреждения мотивированного мнения указанных советов в письменной форме. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. При наложении дисциплинарного взыскания действует принцип рецидива, когда за один и тот же проступок, совершенный в течение года, наказание ужесточается. 7.1.1. Дисциплинарные взыскания не применяются в отношении обучающихся с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости. 9 7.1.2. Применению дисциплинарного взыскания предшествует дисциплинарное расследование, осуществляемое на основании письменного обращения к директору Образовательного учреждения того или иного участника образовательных отношений. 7.1.3. При получении письменного заявления о совершении обучающимся дисциплинарного проступка директор в течение трех рабочих дней передает его в комиссию по расследованию дисциплинарных проступков, создаваемую его приказом. Комиссия в своей деятельности руководствуется соответствующим Положением. 7.1.4. В случае признания обучающегося виновным в совершении дисциплинарного проступка комиссией выносится решение о применении к нему соответствующего дисциплинарного взыскания. 7.1.5. Отчисление обучающегося в качестве меры дисциплинарного взыскания применяется, если меры дисциплинарного воздействия воспитательного характера не дали результата, обучающийся имеет не менее двух дисциплинарных взысканий в текущем учебном году и его дальнейшее пребывание в Образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников, а также нормальное функционирование Образовательного учреждения. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося как мера дисциплинарного взыскания не применяется, если сроки ранее примененных к нему мер дисциплинарного взыскания истекли, и (или) меры дисциплинарного взыскания сняты в установленном порядке. 7.1.6. Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его законных представителей и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства. 7.1.7. Образовательное учреждение информирует орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, об отчислении несовершеннолетнего обучающегося в качестве меры дисциплинарного взыскания. Орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, и родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, отчисленного из Образовательного учреждения, не позднее чем в месячный срок принимают меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним общего образования. 7.1.8. Дисциплинарное взыскание на основании решения комиссии объявляется приказом директора. С приказом обучающийся и его родители (законные представители) знакомятся под роспись в течение трех учебных дней со дня издания, не считая времени отсутствия обучающегося в Образовательном учреждении. Отказ обучающегося, его родителей (законных представителей) ознакомиться с указанным приказом под роспись оформляется соответствующим 10 актом. 7.1.9. Обучающийся и (или) его родители (законные представители) вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение. 7.1.10. Если в течение года со дня применения меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся не будет применена новая мера дисциплинарного взыскания, то он считается не имеющим меры дисциплинарного взыскания. 7.1.11. Директор Образовательного учреждения имеет право снять меру дисциплинарного взыскания до истечения года со дня ее применения по собственной инициативе, просьбе самого обучающегося, его родителей (законных представителей), ходатайству совета обучающихся или совета родителей. 8. Способы обеспечения дисциплины и порядка 8.1. Дисциплина и порядок поддерживаются в Образовательном учреждении посредством самоконтроля со стороны всех участников образовательных отношений, применением мер дисциплинарного взыскания. 8.2. В целях поддержания порядка, обеспечения прав обучающихся и работников, профилактики и раннего выявления дисциплинарных проступков в Образовательном учреждении организуются ежедневные дежурства обучающихся и педагогических работников Образовательного учреждения. 8.3. Назначение дежурными по Образовательному учреждению не умаляет прав или обязанностей обучающихся. 8.4. Дежурные по Образовательному учреждению в своем поведении должны являться примером достойного поведения. 8.5. При обнаружении дисциплинарного проступка дежурным запрещается самостоятельно принимать какие-либо меры к нарушителям, кроме устного замечания, выраженного в корректной форме. В указанном случае дежурный обучающийся должен поставить в известность о дисциплинарном проступке дежурного учителя и (или) дежурного администратора. 9. Защита прав, свобод, гарантий и законных интересов обучающихся 9.1. В целях защиты своих прав, свобод, гарантий и законных интересов обучающиеся и (или) их законные представители самостоятельно или через своих выборных представителей вправе: 1) направлять в органы управления Образовательного учреждения обращения о нарушении и (или) ущемлении ее работниками прав, свобод, законных интересов и социальных гарантий обучающихся; 2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений Образовательного учреждения; 3) использовать иные, не запрещенные законодательством способы защитысвоих прав и законных интересов. 11 12 13